Методики развития детей. Раннее развитие. Подготовка к школе
- Методики раннего развития детей.
- Методики развития детей дошкольного возраста.
- Методики развития детей школьного возраста.
МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
КАРТОЧКИ ГЛЕННА ДОМАНА – МАНИЧЕНКО
Автор: эту методику разработал американский врач-нейрофизиолог Гленн Доман, а российский педагог-психолог Андрей Александрович Маниченко адаптировал и усовершенствовал ее для русскоязычных детей.
Что развивает: интенсивное физическое и интеллектуальное развитие детей с рождения практически по всем направлениям – чтение и речь, математика и логика, английский язык, окружающий мир, творчество, воспитание сказкой.
Описание: программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений – физического развития, умения считать, умения читать и энциклопедических знаний. Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты.
Материал: дидактическим материалом в методике Домана служат карточки стандартного размера. На них пишутся слова, точки, математические примеры, приклеиваются изображения растений, животных, планет, архитектурных сооружений и др. Карточки разделяются на тематические серии. Затем их в течение дня показывают ребенку. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается какой-либо новый факт (где обитает животное, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т. п.).
Как заниматься: несколько раз в день нужно в быстром темпе показывать ребенку серии карточек и называть то, что на них изображено. При этом карточки ни в коем случае нельзя давать ребенку в руки, иначе он утратит к ним интерес. Каждый раз подборка карточек должна обновляться (Доманом разработана специальная система замены старых карточек на новые).
Возраст ребенка: от 0 до 4 лет.
КУБИКИ НИКИТИНЫХ
Авторы: Никитины Борис Павлович и Лена Алексеевна – российские учителя, педагоги-практики, исследователи раннего детства, родители семерых детей, авторы многих статей и более 10 книг о своем опыте семейного воспитания.
Что развивает: частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом – творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному творческому мышлению.
Описание: задания имеют различный уровень сложности, подходящий как для детей двух- или трехлетнего возраста, так и для школьников старших классов.
По мере выполнения заданий их сложность должна возрастать по принципу от простого к сложному. Задачи, которые должен выполнить ребенок, предлагаются в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции – и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации, позволяют ему самому проверять точность выполнения задания.
Материалы: развивающие игры Никитиных представлены в виде головоломок, кубиков, конструктора, таблиц и логических задач, решение которых способствует развитию у малышей логического и образного мышления.
Как заниматься: нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше. Нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить. Взрослый не должен выполнять задания за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. Ребенку надо предоставить возможность думать самостоятельно.
Возраст ребенка: от 1 года до 7 лет.
ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША
Автор: Золтан Пал Дьенеш – венгерский педагог, психолог и математик. Известен как автор теории обучения детей математике с ранних лет с помощью логических игр, песен и танцев. Золтан Дьенеш разработал множество игр и методических материалов по изучению математики, в том числе специальные блоки, которые он называл «логическими».
Что развивает: в процессе игры ребенок познакомится с цветами, формами и размерами объектов. Кроме того, ребенок научится классифицировать, запоминать и обобщать определенную информацию. Игры с блоками влияют на развитие речи. Во время игры малыш производит предметные действия, выкладывая по определенному алгоритму ряды или группируя предметы по какому-либо признаку. В итоге он учится не только различать признаки предметов, но и мыслить более обширно, систематизировать работу, анализировать ситуацию, расшифровывать и кодировать информацию.
Описание: Золтан Дьенеш разработал и апробировал на практике теорию о шести стадиях изучения математики. Автор системы назвал первую стадию математического познания свободной игрой.
После многочисленных попыток решить поставленную задачу осуществляется плавный переход ребенка на вторую стадию под названием «правила игры». Изучение правил для Золтана Дьенеша является важным обучающим моментом, так как малыш не сможет без знаний правил игры решить поставленные задачи от начала до конца.
На третьей стадии происходит процесс сравнения.
Четвертая стадия помогает ребенку в ходе игр воспринимать абстрактный смысл чисел. Золтан Дьенеш рекомендует для развития зрительной визуализации использовать разнообразные диаграммы, карты игр и таблицы.
На пятой стадии малыш приходит к пониманию, что серия из двух и более шагов приводит к одному результату.
Заключительная – шестая – стадия является длительнее всех вышеперечисленных этапов. Здесь ребенку предлагаются различные варианты описания карт игр, определяются специфические правила, позволяющие прийти к необходимым логическим выводам.
Материалы: пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина.
Как заниматься: среди мам очень популярны специальные альбомы с заданиями для блоков Дьенеша. Альбомы отлично подходят для первого знакомства с фигурами, ведь в процессе игры малыш обращает внимание на разные формы, цвета и размеры блоков.
В альбомах ребенку предлагается собрать картинку по схеме. Самым маленьким картинку можно собирать, накладывая блоки на схему, более опытным строителям желательно строить фигурку рядом с образцом.
Возраст ребенка: от 1 до 5 лет.
СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА
Автор: бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891–1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему пособию.
Что развивает: Джорджу Кюизенеру удалось создать многофункциональный дидактический материал, не только позволяющий учить детей математике, но и оказывающий положительное влияние на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, усидчивости, наглядно-действенного мышления, фантазии, конструкторских и комбинаторных способностей.
Описание: классический набор палочек Кюизенера состоит из десяти палочек-призм длиной от 1 до 10 сантиметров: чем больше палочка, тем большее значение числа она отображает. Цвета палочек также выбраны не случайно. Например, числа красной группы палочек (красный, розовый и бордовый цвета) кратны двум (2, 4 и 8 сантиметров), синей группы (синий, голубой и фиолетовый цвета) – трем, а желтой – пяти. Благодаря выделению цвета и длины палочек ребенок в процессе манипуляций начинает понимать, что число является результатом счета и измерений.
Материалы: деревянные или пластиковые палочки Кюизенера имеют длину от 1 до 10 см. Палочки одной длины окрашены в одинаковый цвет. Каждая палочка отображает определенное число в сантиметрах, объединенные общим оттенком палочки образуют «семейства».
Как заниматься: занятия по методу Кюизенера можно разделить на два этапа:
– игровой – палочки используются в качестве материала для игр (малыш играет с ними как с самыми обычными кубиками или мозаикой: строит лесенки или выкладывает фигуры);
– обучающий – выступают в качестве универсального математического пособия, позволяющего через руки (то есть наглядно) сформировать у ребенка понятие числовой последовательности и состава числа.
Результатом трудов педагога стали не только палочки, но и подробные рекомендации по их использованию – схемы. Описаны они в книге «Числа и цвета», представляют собой комплекс упражнений и игр, выполняя которые ребенок с головой погружается в увлекательный мир математики.
Возраст ребенка: от 1 года до 7 лет.
МЕТОДИКА ГМОШИНСКОЙ
Автор: Мария Владимировна Гмошинская – доктор медицинских наук, врач-педиатр, с.н.с. Отдела детского питания ГУ НИИ питания РАМН, научный руководитель Центра интеллектуального, эстетического и психофизического развития детей раннего возраста.
Что развивает: по уверениям автора, занятия по данной методике развивают в ребенке креативность и творческое начало, а также они полезны для развития мелкой моторики, цветовосприятия и сенсорики.
Описание: методика Гмошинской рекомендует рисовать с малышами до года без кисточки, используя собственные пальчики и ладони. При этом в творческом процессе могут быть задействованы сразу обе руки малыша. Детям, которым исполнился год, предлагается ознакомиться с кисточками для рисования и со временем для занятий живописью использовать мольберт.
Для занятий живописью с детьми после года рекомендуется использовать для каждого цвета отдельную кисточку. После того как юный художник привыкнет к основному инвентарю, ему можно предложить краски.
Материалы: для курса занятий по методике «Художники в памперсах» родителям рекомендуется приобрести в специализированных магазинах следующие канцелярские принадлежности:
- пальчиковые краски, гуашь;
- восковые мелки;
- масляная пастель;
- толстые фломастеры на водной основе;
- кисти №№ 10, 22, 24;
- бумага для рисования;
- ватман;
- цветная бумаг и картон;
- безопасные ножницы;
- палитра.
Как заниматься: методика Гмошинской рекомендует начинать заниматься живописью с малышом с шести или семи месяцев. Основным сигналом для начала творческой деятельности является приобретение ребенком умения самостоятельно сидеть. Самые первые занятия не должны длиться более двух минут. Через некоторое время количество уроков живописи будет постепенно увеличиваться.
В течение недели рекомендуется проводить не более двух занятий по живописи с малышом. В другие дни можно занять ребенка лепкой из соленого теста или рисованием восковыми мелками.
Возраст ребенка: с 6 месяцев.
МЕТОДИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ
Автор: Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Италии, в семье была единственным ребенком. Учеба в школе давалась ей очень легко. Несмотря на то что в те времена учиться на врача могли только мужчины, она все же поступила и стала первым в Италии врачом-женщиной.
В 1896 году работала в клинике для детей с ограниченными возможностями, развитием которых никто не занимался, считая их умственно отсталыми. Мария Монтессори лечила детей и изучала труды Сегена и Итара. Мария поняла, что детям нужна помощь больше педагогическая, нежели психологическая.
Что развивает: методика развития детей Марии Монтессори направлена на развитие у малышей самостоятельности, взрослому отводится роль помощника, но не воспитателя.
Описание: суть Монтессори-педагогики – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. Ребенку не нужно навязывать какие-то определенные знания в определенный период жизни. Он сам тянется к тем знаниям, которые необходимы ему в данный момент.
Ребенок помещается в специальную обучающую среду с дидактическими материалами и вправе сам выбирать материалы, с которыми будет заниматься.
Материал: картотека игр и пособий Марии Монтессори достаточно разнообразна.
Разнообразные мешочки с наполнением. В качестве последнего используются крупы, горох, фасоль, пенопласт. Их задача – развивать тактильные и зрительные способности малышей.
Баночки с различным наполнением. Развивают слуховые способности самых маленьких.
Сундучок с секретами наверняка понравится деткам постарше. Нехитрое приспособление в виде коробки с различными баночками, где в каждой спрятан какой-нибудь сюрприз (к примеру, маленькая игрушка), научит малыша открывать и закрывать емкости, а также поможет развить кисти рук.
Пластиковые «голодные» игрушки с отверстием во рту. Конечно же, кроха не откажется помочь «другу» и с удовольствием накормит его маленькими бусинками или горохом. Такое упражнение тренирует глазомер, руку, внимание и терпение.
Пальчиковые краски – гениальное изобретение, очень нравятся многим детишкам.
Разрезанные картинки – своего рода мини-пазлы.
Предметы определенной группы, которые отличаются по цвету, форме или размеру. К примеру, перед ребенком выкладывают три елочки и дают перемешанные кружочки: красные, синие и желтые. Задача малыша – украсить каждую елочку кружочками определенного цвета.
Рамки-вкладыши. Созданные по типу простого конструктора, чаще всего деревянного, тренируют оптико-пространственное мышление, мелкую моторику и координацию. Существуют разнообразные вкладыши с изображениями животных, мультперсонажей, овощей и фруктов, геометрических фигур.
Розовая башня. Знакомит детишек с понятиями «большой» и «маленький», «меньше» и «больше».
Как заниматься: развивающая среда разделяется на следующие зоны:
- Зона практической жизни.
Ребенок попадает на островок бытовой жизни взрослого человека. Здесь есть все, что понадобится в повседневной жизни: от застегивания молнии до приготовления завтрака.
Занятия делятся на следующие группы:
– уход за собой (чистка и надевание одежды и обуви, приготовление еды);
– уход за окружающей средой (полив цветов, уборка);
– социальные навыки (этикет, правила общения).
Кстати, все предметы – это не игрушечная бутафория, они самые что ни на есть настоящие.
- Зона сенсорного развития.
Малыш учится чувствовать и ощущать. Эта зона очень важна для развития, так как познание окружающего мира происходит именно с помощью органов чувств.
Ребенок узнает о таких понятиях, как цвета, масса, формы, размеры, звуки, даже вкусы и запахи. Стоит заметить, что каждое отдельное обучающее пособие посвящено только одному определенному параметру, концентрируя внимание ребенка в момент игры только на нем.
- Математическая зона.
Эта зона связана с сенсорной зоной, и большинство математических материалов представлены ребенку в конкретной физической форме, а не в теоретической.
- Речевая зона.
Ребенок учится письму, чтению и пополняет словарный запас.
- Космическая зона.
Космическая зона в методике Монтессори подразумевает изучение окружающего мира.
Сюда входят география, биология (зоология и ботаника), наука (различные интересные опыты), история и анатомия.
Возраст ребенка: от 0 до 6 лет.
МЕТОДИКА СЕСИЛЬ ЛУПАН
Автор: Сесиль Лупан – мама двоих детей из Франции, которая в 80-е увлеклась темой развития ребенка и в результате предложила собственный вариант методик. Она не является ни психологом, ни педагогом, по профессии она актриса театра. Свое путешествие к специальным методикам детского развития С. Лупан начинает с обучения грудничковому плаванию. После проходит недельные курсы по методике Гленна Домана. Некоторое время она была его последователем, но впоследствии (очень скоро) отказалась от его идей. Методика Г. Домана показалась ей слишком жесткой, и она решает добавить эмоциональности и мягкости. Тогда Сесиль решает внести свои коррективы в обучение, разрабатывает собственную методику и пишет книгу «Поверь в свое дитя», в которой она подробно описывает принципы своего подхода с практической частью, где дает подробный курс по занятиям и упражнениям.
Что развивает: методика Сесиль Лупан строится на том, что родитель должен не только присматривать за ребенком и пояснять или направленно обучать. Его задача много шире – провоцировать, мотивировать интерес малыша к изучению предметов и явлений окружающего мира. В обучении нет ни графика, ни конспекта занятий. Только малыш может определить, что его сегодня интересует больше: деревянные овощи на импровизированной грядке или разноцветные бусины для сортировки. Мало просто дать ребенку информацию о цвете и форме предмета. Важно включить этот предмет в повседневную жизнь, показать, зачем он нужен, как работает или применяется, когда это происходит и насколько предмет безопасен.
Предсказуемо и то, что движение и учение должны присутствовать в жизни крохи в гармоничном сочетании. Упражнения по счету, азбуке, логике и изобразительному искусству в течение дня и недели могут перемежаться зарядкой, подвижными играми, верховой ездой, плаванием, прогулками в лесу и помощью по дому. Каждому возрастному этапу, как и в большинстве других методик, у Лупан отводится определенная роль и задачи.
Поддерживая естественный персональный интерес ребенка, нужно все же соизмерять уровень подачи информации с интеллектуальными возможностями малыша по возрасту.
Описание: методика рассчитана для раннего возраста и может применяться уже с первого месяца жизни. Конечно, там будут минимальные нагрузки физического плана, такие как массаж, легкая гимнастика, сенсорные упражнения. Далее – к году и старше – добавляются упражнения на интеллектуальное развитие.
Материалы: дидактический материал, всевозможные карточки, книги, (чем больше, тем лучше), подготовка мамы к занятиям с малышом, посещение различных секций, если хотите ребенка обучать разным видам спорта. Все это требует немало сил, времени и, конечно же, денежных вложений.
Как заниматься: Сесиль предлагает спланировать занятия на неделю и заниматься столько, сколько будет комфортно вам и ребенку. Если вы что-то не успеете выполнить, всегда можете сделать это в другой раз. В общем, она добавила свободы перед родителями, чтобы строгая систематизация занятий не была каторгой для них и тем более для малыша. Ведь бывает и такое, что ребенок не хочет именно сейчас заниматься тем, чем нужно.
Возраст ребенка: от 0 до 6 лет.
ШКОЛА СЕМИ ГНОМОВ
Автор: Денисова Дарья известна как автор популярной обучающей серии «Школа семи гномов».
Что развивает: тематика пособий основывается как на возрастной категории ребенка, так и на уровне его развития в этот период. В то же время эта методика раннего развития позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка. То есть родители могут использовать материалы тогда, когда это необходимо для ребенка, а не тогда, когда положено по инструкции. Автор методики сконцентрировала внимание на разностороннем развитии. Книжки помогают детям узнавать о «плохом» и «хорошем», пополнять словарный запас, изучать звуки и предметы вокруг. С их помощью развиваются эмоциональные, творческие и умственные способности.
Описание: «Школа семи гномов» – это комплексная система занятий с ребенком с рождения до поступления в школу, по 12 красочных развивающих пособий на каждый год жизни ребенка-дошкольника. Для каждого возраста свой цвет, свой гномик, свои книги. Так, например, у всех книжек для детей в возрасте 1–2 года синие обложки. Семь лет до школы – семь цветов радуги.
Синий гном расскажет новые слова и поможет выучить основные цвета и названия фигур разных размеров. С ним ребенок весело проведет время, занимаясь рисованием и лепкой, и создаст свои первые детские шедевры.
Начиная с двух лет малыш будет развивать память, внимание, речь и мышление вместе с голубым гномом. Тот расскажет ему о самых известных фруктах, овощах и ягодах и поможет выучить их названия. С его помощью ребенок узнает разницу между одним предметом и множеством, познакомится с вещами бытового назначения, временами года, названиями профессий, откроет свою первую азбуку.
Первые шаги в математике ребенок начнет делать с трех лет. В этом ему будет помогать зеленый гном. По завершении курса он сможет определять количество предметов, добавлять и уменьшать их. В этот же период он получит свои первые уроки грамоты и начнет писать в прописях. Также курс будет способствовать развитию коммуникативных навыков.
Другие гномы не менее полезные:
– желтый гном (с 4 лет) учит образному мышлению, знакомит с разными животными и помогает развивать речь. В этом возрасте ребенок сможет определять первые буквы и звуки в слове, научится писать печатными буквами, выучит цифры до 5, узнает о динозаврах и получит первые уроки астрономии;
– в 5 лет к ребенку приходит оранжевый гном, который способствует формированию характера и рассказывает о географии и окружающей среде, о разновидностях транспорта и его назначении, о здоровье и правилах дорожного движения. Курс направлен на активную подготовку к школе;
– с 6 лет красный гномик будет рассказывать об экологии, народах мира, истории предков, времени и пространстве. Ребенок начнет больше погружаться в чтение, уроки грамоты и этики, а также проходить подготовительные тесты к школе.
Материалы: «Школа семи гномов» – это красочные иллюстрированные развивающие пособия, предназначенные для занятий с ребенком с рождения до школы. В подборку вошли учебные пособия автора Денисовой Дарьи: развивающие игры и лото, учебные пособия для детей, в том числе «Уроки грамоты для малышей» и «Школа семи гномов».
Как заниматься: на одно занятие отводится одна страница. Длительность урока зависит от возраста ребенка и сложности материала. Дарья Денисова рекомендует отводить на занятия для начинающих около 10–20 минут. По завершении книги малышу предлагают выполнить задание на закрепление знаний. Почти во всех пособиях есть картонные вкладки с разными играми, а для детей от 3 лет автор придумала специальные наклейки для поощрения.
Возраст ребенка: от 1 до 7 лет.
СИСТЕМА РАЗВИТИЯ «УМНИЦА»
Автор: Андрей Александрович Маниченко – педагог, психолог, основатель компании «Умница». Андрей Александрович начал работу в области раннего развития детей по методикам Гленна Домана более десяти лет назад.
Что развивает: «Система развития интеллекта» – это уникальная методика для развития интеллекта малышей с самого рождения.
Описание: Маниченко создал целую систему развития интеллекта с пеленок, где объединил лучшие находки Домана и собственные разработки.
Материалы: в своем полном составе «Система» включает три комплекта: «Чтение с пеленок», «Букварь с пеленок», «Карточки Домана на DVD».
Как заниматься: комплект «Чтение с пеленок» в основном следует первоначальной схеме занятий: ребенок изучает карточки со словами, после переходит к словосочетаниям, далее – к предложениям. Но Маниченко разработал и продолжение комплекта – первые книжки для малыша. Переход к чтению непосредственно книг – процесс важный, но трудоемкий. Книги должны отвечать всем требованиям методики, и Доман утверждал, что найти их очень проблематично. Книги Маниченко разработаны специально для органичного продолжения занятий с карточками.
Для продолжения обучения и закрепления результатов, полученных при работе с карточками, был создан целый комплект – «Говорим с пеленок (Умница)», обновленная версия 2015 года. Помимо карточек со словами (а также с отдельными буквами), в его состав входят книги-листалки. Они устроены таким образом, чтобы основной принцип – демонстрирование информации в быстром темпе – сохранился. При этом каждая книга содержит увлекательную игру-манипуляцию с пройденными словами (это может быть пальчиковая игра, считалка, мирилка, умывалка и так далее). В свою очередь, на карточках этого комплекта повторяются слова, употребленные в книгах.
Итак, ребенок умеет читать, еще не научившись хорошо говорить.
Кроме чтения, методика предполагает обучение счету. Комплект «Математика с пеленок (Умница)» рассчитан на изучение чисел и простейшей арифметики. По методике в нем нет никаких серьезных изменений в сравнении с Доманом, кроме самого общего принципа компании «Умница» – заниматься с ребенком нужно играя.
Полностью игровое воспитание представлено в методике «Сказкотерапия», также от компании «Умница». Это серия комплектов персонализированных сказок, в которых ребенок – главный герой. Поведение этого героя, соответственно, становится примером для подражания или назидательным уроком. В комплектах есть и маленький игрушечный рассказчик – кукла-перчатка. Надевая ее на руку и озвучивая, родители могут сделать игру более легкой для восприятия, а также обратить внимание малыша на важные моменты сказки.
Возраст ребенка: от 0 до 7 лет.
МУЗЫКА ЖЕЛЕЗНОВЫХ
Авторы: Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна Железновы (отец и дочь) разработали свою авторскую методику раннего развития детишек. Сергей Станиславович Железнов – опытный педагог (пианист и композитор) детских музыкальных школ г. Москвы, организовал студию раннего развития «Музыка с мамой». Екатерина Сергеевна Железнова является последователем своего отца, закончила музыкальный педагогический колледж и аспирантуру повышения квалификации, сейчас является педагогом и методистом – руководителем авторской школы своего отца.
Изначально это программа была подготовительным курсом деток 4–6 лет к поступлению в музыкальные школы, где они знакомились с нотами, первыми песенками и играли на музыкальных инструментах.
Позже методика стала расширять свои позиции, и решено было углубить ее. В середине 90-х годов практически не было музыкального материала, чтобы можно было приобщать малышей младше 3 лет. Тогда Железновы начали самостоятельно писать маленькие, но понятные малышам песенки, песенки с движениями, дорабатывать русские потешки. Так появились на свет новые сборники.
Что развивает: песенки для развития коммуникативных навыков, развития внимания и речи для детей.
Описание: программа рассчитана для разных возрастов. Она может применяться и для совсем маленьких карапузов от полугода, когда можно танцевать у мамы на руках. Конечно, здесь они являются только слушателями.
А в возрасте около года уже могут приплясывать. Потом, став постарше, они могут исполнять песенки с движениями, сначала со взрослыми, затем самостоятельно.
Материалы: программа делится по возрастам и записана на аудио- и видеодисках и содержит дидактические пособия.
Как заниматься: днем заниматься музыкальными упражнениями с песенками, развивать слух. На вечер можно готовить творческие уроки, такие как озвучивание сказок с помощью игрушек, придумывание и слушание различных историй. Упражнения чередуем, фантазируем, занимаемся импровизацией.
Возраст ребенка: от 2 до 5 лет.
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ВИНОГРАДОВА
Автор: Лев Вячеславович Виноградов окончил Московскую консерваторию по классу хорового дирижирования, преподавал хоровые дисциплины в музыкальном училище им. М. М. Ипполитова-Иванова, с 1997 года работал на кафедре младшего школьника в Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук. С 1986 года является сотрудником научной лаборатории Психологического института РАО, разрабатывающей программы развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Лев Вячеславович – автор уникальной системы музыкального образования и воспитания детей с рождения до 16 лет.
Что развивает: музыка в этой системе представлена скорее не как цель, а как средство развития у ребенка не только музыкальных, но главным образом общих способностей – физических, психологических, социальных. В то же время дети учатся свободно читать и петь по нотам, свободно играть на многих музыкальных инструментах в импровизационной форме, участвовать в различных ансамблях, оркестрах, петь соло и в хоре.
Описание: согласно этой методике, сначала дети будут использовать музыкальные инструменты как средство для общения. Так, малыши с удовольствием стучат по барабанам, тем самым развивают свои ручки; звук барабана доставляет радость, а сила удара снимет тревожное напряжение, которое возникает у детей при общении с окружающим миром. Блок-флейта поможет научиться не втягивать воздух в себя, а наоборот – выдувать его. Возможность извлекать звуки самому – это настоящее открытие для маленьких непосед. Это побуждает к активности и любознательности. К тому же это очень полезно для развития речи и физического здоровья.
Материалы: музыкальные инструменты.
Как заниматься: до 3 лет дети все делают вместе с родителями, постепенно выходя на самостоятельную работу. Главная цель для родителей – незаметно наладить самостоятельную музыкальную деятельность ребенка.
Возраст ребенка: от 0 до 16 лет.
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КУБИКИ ЗАЙЦЕВА
Автор: родители Николая Александровича Зайцева работали в сельской школе. Закончив учебу в школе, Николай проработал 2 года на заводе, после чего пошел по стопам своих родителей. В 1958 году он поступает в педагогический институт на филологический факультет. На пятом курсе его отправляют проходить практику в Индонезию, где он работает переводчиком. Именно в этот период времени ему пришлось обучать взрослых людей неродному для них русскому языку, что дало начало развитию его известнейшей методики обучения чтению и письму. Николай Александрович решил опробовать свой метод на малышах. Все занятия он проводил в игровой форме. И здесь его ждал огромный успех. Малышам – начиная с полутора лет – и детям-дошкольникам, у которых были проблемы с изучением грамоты, требовалось всего лишь несколько занятий для того, чтобы начать читать.
Что развивает: кубики Зайцева – эффективная методика обучения чтению детей с самого раннего возраста.
Описание: в своей методике Николай Зайцев предлагает альтернативу слогам – использует склады. У него это основная единица языка. Складом может быть одна буква, сочетание гласной и согласной, согласной и твердого знака, согласной и мягкого знака. Такой принцип чтения – складовой – является основой методики Зайцева. Такая методика очень похожа на букварь Федота Кузьмичева (XIX век) и азбукой Л. Толстого. В этих книгах тоже был использован принцип обучения по складам.
Материалы: основной материал для работы по методике Зайцева – это разные по размеру и весу кубики с буквами различного цвета, которые еще и звучат по-разному. Кроме того, в набор входят таблицы, вспомогательные материалы, книги для педагогов.
Как заниматься: по методике Николая Александровича, все склады на кубиках надо пропевать. Он считает, что эффект от этого намного лучше, да и заниматься с музыкой для малыша интереснее, что помогает привить интерес к обучению. После того как он усвоил эту информацию, познакомьте его со слоговыми таблицами. Пропойте один из столбиков таблицы и попросите малыша принести кубик с такими же складами. Пойте артистично, показывая ребенку, какими могут быть склады: звонкими или глухими, маленькими или большими. Не надо просить ребенка пропеть склады вам в ответ. Когда он созреет для этого, он начнет петь вместе с вами и самостоятельно. Научите ребенка писать с помощью кубиков или указки. Пропевая склады и показывая их на таблице, малыш начнет понимать, как составляются слова.
Возраст ребенка: от 2 до 5 лет.
КУБИКИ ЧАПЛЫГИНА
Автор: белгородский педагог-практик Евгений Васильевич Чаплыгин несколько лет назад выдвинул гипотезу о том, что научить ребенка читать можно всего за пару дней: нужно только дать возможность карапузу понять принцип складывания букв в слоги, а затем в простые слова и словосочетания – так малыш быстро освоит принцип чтения. На практике воплощения подобной идеи в целую методику еще не было. Тогда Чаплыгин придумал пособие в виде одной из любимых забав малышей – кубиков, которые сложены определенным образом.
Что развивает: в предлагаемой методике ребенок легко поймет и запомнит то, что сделает сам своими руками – составит и прочитает слово. В методике заложен волшебный ключ, который помогает малышу легко понять слияние букв или то, как замена одной буквы на другую превращает одно слово в другое по написанию и смыслу.
Описание: занятия по кубикам Чаплыгина носят прикладной характер – с их помощью ребенок быстро учится читать, а также получает навыки письма. В методике Чаплыгина нет деления на глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки, как у Зайцева. Педагог счел это лишней информацией для детей. Действительно, для понимания принципа чтения звуко-буквенный анализ не так важен. Понятия «гласный» и «согласный» тоже не вводятся, хотя цветовое деление все-таки присутствует.
Материалы: десять двойных (два кубика соединены планками сверху и снизу) кубиков можно крутить вокруг собственной оси, получая новые склады, что тоже способствует развитию сенсорики. Кубики сделаны из природного материала, лучшего для детской игры, – из дерева.
Как заниматься: подробная схема работы с кубиками описана в прилагаемой к ним инструкции. Однако Чаплыгин советует на начальном этапе не пользоваться никакими руководствами, а просто познакомить ребенка с полезной игрушкой. Для этого позвольте малышу подержать кубики в руках, построить из них замок или лабиринт – карапуз должен привыкнуть к новой забаве. Сложите слово «мама», прочитайте его и попросите ребенка повторить. Соберите еще 2–3 слова, но таких, чтобы один слог отличался от другого одной буквой («лапа», «деда»).
Возраст ребенка: от 3 до 6 лет.
БУКВАРЬ ЖУКОВОЙ НАДЕЖДЫ
Автор: Надежда Сергеевна Жукова родилась в 1924 году. В 1976 году успешно защитила квалификационную работу по теме «Процессы системного усвоения родного (русского) языка при нарушении речи» и стала кандидатом педагогических наук.
Более 30 лет своей жизни Н. С. Жукова посвятила логопедической деятельности и стала довольно известным специалистом в этом направлении. Под ее авторством был выпущен в свет не один миллион экземпляров пособий, оказывающих родителям помощь в обучении детей.
Что развивает: Надежда Сергеевна создала свою особенную методику обучения чтению детей.
Описание: метод Жуковой гармонично сочетается с необычным способом изучения буквосочетаний, которые ребенок принимает за единый графический элемент. Таким образом, слоги выступают в качестве единицы чтения и письма. С помощью метода Н. С. Жуковой малышу намного проще усвоить навыки правильного чтения и легче потом перейти к грамотному письму.
Материалы: букварь – этот широко известный учебник является образцом классического учебного пособия, которое знакомо уже трем поколениям детей. Букварь рекомендован Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для дошкольных учреждений.
Как заниматься: малыш сначала знакомится со звуком, который обозначает буква (не «ЭМ», а «М», не «БЭ», а «Б»). С правильным названием буквы его можно познакомить позже. Это продумано для того, чтобы у крохи не возникала путаница в голове при начале обучения чтению по слогам. Ему будет непонятно, как из звуков «БЭ» и «А» можно получить «БА», он так и будет читать «БЭ-А». Уровень сложности заданий в букваре повышается постепенно, что дает крохе возможность понять принципы чтения и хорошо усвоить их, применяя на практике.
Возраст ребенка: от 3 до 7 лет.
ВНИМАНИЕ!
Существует несколько версий букварей Жуковой. В продаже также можно встретить:
– букварь Марии Александровны Жуковой – логопеда и педагога с многолетним стажем работы в дошкольных образовательных учреждениях (издательство «УМКа»);
– букварь Олеси Станиславовны Жуковой – специалиста по детскому развитию, педагога с 20-летним стажем (издательство «АСТ»).
Букварь Жуковой Надежды Сергеевны был создан первым, является именно тем учебником, который одобрен и рекомендован Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для дошкольных учреждений. Остальные буквари составлены издательствами с использованием однофамильцев.
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ» ЕЛЕНЫ КОЛЕСНИКОВОЙ
Автор: Елена Владимировна Колесникова – воспитатель, методист, учитель-дефектолог, педагог дополнительного образования, автор проектов по развивающему обучению дошкольников, в которые входит более 50 книг. Первая книга вышла в 1995 году, и с тех пор Колесникова регулярно выпускает учебно-методическую литературу для развития и обучения дошкольников. Ее метод основан на учете возрастных особенностей детей, принципе от простого к сложному, использовании наглядных, словесных, практических методов обучении с внедрением инновационного подхода.
Что развивает: формирование элементарных математических представлений. Приобретенные знания лучше закрепить тематическими играми или последующими физическими упражнениями. В процессе обучения рекомендуется делать короткие паузы, когда ребенок может просто встать и размяться.
Описание: комплект «Математические ступеньки» – готовое решение для занятий по математическому развитию детей определенного возраста на целый год.
Материалы: в комплект вошли методическое пособие для педагога с подробными сценариями учебно-игровых занятий по развитию математических представлений, папка с демонстрационным материалом и 30 цветных рабочих тетрадей для выполнения заданий детьми.
Как заниматься: в методике Колесниковой по математике для детей продумано все:
- первый этап рассчитан на детей от 3 до 4 лет и считается базовым для развития ориентации и восприятия;
- в возрасте от 4 до 5 лет важно развивать устную речь и анализировать ее;
- дети 5–6 лет приступают к чтению.
Книги и вспомогательные тетради для раннего развития детей наполнены развивающими заданиями в игровых формах, а также упражнениями с иллюстрациями, стихами, рисунками, которые тренируют память и помогают сконцентрироваться в дальнейшем. В методике предусмотрены специальные занятия для отдыха от обучающего процесса. Они заключаются в активных пятиминутках, когда дети покидают парты, чтобы слегка размяться, попрыгать или даже побегать.
Возраст ребенка: от 3 до 7 лет.
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ ЮЛИИ ФИШЕР
Автор: Юлия Фишер – известный детский психолог-педагог. Она разработала тетради, учитывая особенности развития современного поколения детей, их интересы и новые подходы педагогов к обучению. Юлия Фишер также является руководителем развивающего центра для детей «ВсеЗнайки», поэтому эффективность ее разработок успешно подтверждается на практике. К каждому экземпляру ее разработок прилагается детальная инструкция – как проводить занятия и как ими заинтересовать детей.
Что развивает: тетради предназначены для освоения логики, арифметики и письма. Также есть продукция с ребусами, головоломками и кроссвордами.
Описание:
«Ментальная арифметика» для детей старше 5 лет. Она развивает оба полушария мозга и помогает правильно считать в уме.
«Познание» – для малышей старше одного года. Издание позволяет малышу узнать много интересного об окружающем мире.
«Развивашки» для мальчиков и девочек 2–3 лет. Содержание тетради направлено на развитие представлений об окружающем мире, моторики, памяти и восприятия.
«Учимся считать» для 4–5 лет. Задания знакомят детей с принципами математики и помогают им быстрее научиться считать.
Материалы: многоразовые тетради со стирающимся маркером.
Как заниматься: большинство тетрадей предназначено для многоразового использования. В комплекте с ними идут маркеры, а специальное покрытие позволяет стирать и снова делать надписи без ухудшения его свойств. Такое решение позволяет ребенку закрепить полученные знания путем повторения упражнений. Также это отличный выбор для деток, у которых есть братик или сестричка, чтобы решать задачи можно было вдвоем.
Возраст ребенка: от 1 года до 7 лет.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА
Автор: Воскобович Вячеслав Вадимович – петербургский автор игр и пособий, создатель развивающей методики для детей 3–7 лет «Сказочные лабиринты игры». С 1997 года – директор ООО «Развивающие игры Воскобовича», где производятся авторские игры и разрабатываются новинки на радость детям всех возрастов, их родителям и воспитателям.
Что развивает: развивающие игры Воскобовича – это творческая методика. В основу игр заложены три основных принципа: интерес, познание, творчество.
Описание: автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным. В связи с этим один из принципов методики Воскобовича – интересные сказки. Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка. Вторым принципом методики Воскобовича является игра с пользой. Развивающие игры автора достаточно многофункциональны. В игровой форме можно обучаться чтению или счету, параллельно развивая логику, мышление, память и другие психологические процессы. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать и обучать малыша. Третий принцип авторской методики Воскобовича заключается в развитии у ребенка творческого начала. Игры и сказки Воскобовича помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал. Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует формированию раннего креативного мышления у детей.
Материалы: многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых различные сюжеты переплетаются с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.
Как заниматься: когда говорят об играх Воскобовича, то выделяют конкретно 3 блока развивающих игр:
– универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач;
– предметный блок – с помощью игр, входящих в него, можно обучить детей конкретному предмету, например математике, или научить их читать;
– конструктивный блок – естественно, туда входят конструкторы.
Возраст ребенка: от 3 до 7 лет.
«ЛОМОНОСОВСКАЯ ШКОЛА»
Автор: рабочая программа «Ломоносовской школы» для подготовки детей к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения и научным руководителем Ломоносовской школы, автором образовательной технологии «ИнтеллекТ», доктором педагогических наук, профессором Европейского университета права, научным руководителем авторского коллектива педагогов, создавших более 300 рабочих тетрадей с развивающими упражнениями, М. А. Зигановым.
Что развивает: программа «Ломоносовская школа» готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Описание: цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Суть программы «Ломоносовской школы» состоит в том, чтобы научить ребенка мыслить, развить у него память, внимание, воображение, логику и другие психометрические параметры.
Материалы: серии книг по подготовке ребенка к школе разбиты по возрастам 3–4, 4–5, 5–6 и 6–7 лет, причем все задания расположены по мере усложнения и представлены в игровой форме.
Как заниматься: режим занятий: сентябрь – июнь, 1 раз в неделю по три занятия – всего 120 часов, Продолжительность занятия – 25 минут. Формы проведения занятий:
- урок;
- конкурс;
- предметная игра;
- олимпиада;
- сочетание всех элементов на одном уроке.
Данная программа состоит из трех разделов:
- обучение чтению и развитие речи;
- математика;
- пишу красиво (работа по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев).
Возраст ребенка: от 3 до 7 лет.
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА
Автор: вальдорфская педагогика зародилась в Германии. Основатель движения Рудольф Штайнер известен не только как философ и педагог, но и как эзотерик. Один из самых известных его трудов – антропософия, религиозно-мистическое учение. Штайнер считал, что его концепция – единственно верная, истинная, а остальные положения об устройстве мира ошибочны. В кризисный для Европы период по окончании Первой мировой войны главы правительств европейских стран не восприняли всерьез антропософские идеи, и ему ничего не оставалось, как переориентироваться на образовательные учреждения для продвижения своих идей. Так появилась вальдорфская педагогика.
Вскоре по просьбе директора сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» Эмиля Мольта он взял на себя руководство школой для детей рабочих, которую на свои средства открыл Мольт в Штутгарте. Штайнер лично готовил учителей, читал лекции для родителей и публики. Его идеи приобрели популярность, и школы, названные вальдорфскими, начали открываться не только в других немецких городах, но и за рубежом.
Что развивает: сами принципы педагогики Штайнера исходят из антропософских предпосылок. Главная из них – представление о человеческой сущности как о единстве духа (мысли), души (эмоциональной сферы) и тела. Задача педагогики – развитие все трех составляющих.
Описание: носителем знаний является учитель, который искренне верит, что ему выпала честь транслировать передовое научное знание. Еще один принцип вальдорфской школы предполагает поэтапное развитие ребенка. В период раннего детства, то есть до семи лет, согласно Штайнеру, упор делается на физическое развитие, в период детства (с семи до четырнадцати) – на развитие эмоциональности и только на этапе отрочества и юности (до двадцати одного года) – на интеллектуальное развитие.
Как заниматься: получение знаний – не единственная и даже не главная цель обучения. Неменьшее значение имеют физическое и эмоциональное развитие, воспитание воли и нравственных качеств: доверия, сочувствия и т. д.
Обучение в вальдорфских школах ведется по принципу преемственности. Первые семь лет все занятия ведет только «классный учитель», который отвечает за всестороннее развитие детей. Он может корректировать учебный план, ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка.
После главного урока, который проходит первым, начинаются занятия по предметам: иностранные языки (школьники изучают два иностранных языка с самого начала), музыка, живопись, эвритмия и другие. Отметим, что эвритмию, своеобразное сочетание пантомимы или танца с музыкой или декламацией, разработал сам Штайнер.
В послеобеденное время учащиеся занимаются ручным трудом: ремеслом и садоводством. Предполагается, что такой порядок проведения занятий соответствует естественному для ребенка дневному ритму.
Изучение главных предметов на этапе детства, то есть первые семь лет, может идти почти без учебников. Их заменяют устный рассказ учителя и работа в тетради: учащиеся делают заметки, пишут под диктовку, рисуют иллюстрации. Параллельно используются атласы и словари. Позже начинается чтение специальной литературы, которую учитель рекомендует каждому индивидуально. Нет в вальдорфских школах не только учебников, но и современной техники.
Некоторым родителям вальдорфское движение напоминает секту: из жизни ребенка требуют исключить компьютер, интернет и телевидение, как и магазинные игрушки (предполагается, что ребенок должен играть только с теми игрушками, которые изготовил сам из подручных материалов).
Материалы: в вальдорфских школах не используются учебники для обучения.
Возраст ребенка: от 7 до 21 года.
МЕТОДИКА ЭЛЬКОНИНА – ДАВЫДОВА
Авторы: Даниил Борисович Эльконин и Василий Васильевич Давыдов – отечественные педагоги и психологи, которые начали развивать свою концепцию с 1959 года, а в 1995–1996 годах добились того, что их теория развивающего обучения была признана государственной системой обучения в начальной школе.
Что развивает: развивающее обучение – инновационный тип освоения детьми знаний, пришедший на смену прежней объяснительно-иллюстрированной системе. Развивающее обучение построено на активной деятельности самого ребенка. Учитель не передает готовые знания, а «учит учиться»: формирует познавательную самостоятельность, развивает способности, способствует выработке идей и нравственных убеждений, активной позиции по жизни.
Описание: система образования, созданная и апробированная Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, сегодня является популярной и эффективной во многих учебных учреждениях. Особенностью данной прогрессивной системы является формирование у ребенка ряда научных понятий, а также самостоятельности и высокого уровня инициативности.
Методика Эльконина – Давыдова характеризуется отсутствием отметок и минимизацией объема домашней работы. В результате дети не переутомляются и окружены атмосферой психологического комфорта. Также формируются партнерские взаимоотношения между учеником и педагогом, положительно влияющие на итоги их учебной деятельности.
Материалы: система Эльконина – Давыдова представлена линиями учебно-методических комплексов по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру. Учебники рассчитаны на разный уровень подготовки учащихся и разную динамику их продвижения в процессе обучения, носят активно-деятельностный диалогический характер, что выгодно отличает их от других учебников, существующих на рынке учебной литературы.
Как заниматься: урок по системе развивающего обучения имеет следующие особенности:
- дискуссии и игры для выявления проблем;
- исключение правил, аксиом, схем (дети сами их выводят в процессе деятельности);
- отсутствие отметок, качественная оценка («молодец»), что создает положительный психологический климат;
- минимум домашнего задания;
- исключение ненужных знаний – память не перегружается далеким от практики и жизни материалом.
Возраст ребенка: от 7 до 11 лет.